Церковь Покрова на Лузе во всех старинных документах именовалась Близлальской, или Подгородной Покровской, а первое упоминания о ней относится к 1625 г.

В 1740 г. был достроен и освящён нижний теплый храм во имя Трёх Святителей, а в 1751 г. верхний холодный храм во имя Покрова Божией Матери.

Объемная композиция Покровской церкви характерна для великоустюгского региона и представляет собой храм трапезного типа «кораблем» в «два апартамента» со ступенчатым построением алтарной части и ярусным завершением, которое достигается установкой на четверике трёх последовательно уменьшающихся в размерах восьмериков, два нижние из которых — световые.

Трёхъярусная колокольня построена позже и располагается отдельно. На богослужения в храм Покрова на Лузе стекались жители тридцати окрестных деревень. Каждый год от храма совершался крестный ход с особо почитаемой иконой Покрова Пресвятой Богородицы.

Торжественное шествие запечатлено на картине художника И.М. Прянишникова «Крестный ход» 1893 года. На заднем плане виден стройный силуэт Покровского храма. В 1939 году церковь была закрыта. Нижний храм использовали как магазин и конюшню, а в верхнем хранили зерно. А в 1958 году село Покровское покинули последние жители. С тех пор храм заброшен и разрушается. Хоть он и признан объектом культурного наследия федерального значения

В книге «Дорогами земли Вятской» историк архитектуры Элла Добровольская и известный архитектор-реставратор Борис Гнедовский отмечали:



«Сегодня этот грандиозный, по-дворцовому нарядный и пышно украшенный храм одиноко высится на лесистом берегу Лузы, в 15 километрах от Лальска, неподалеку от деревни Бурково. Странно видеть сооружение такого масштаба и таких высоких художественных достоинств очутившимся непонятно как и зачем в этой лесной глуши. Большие свободные помещения верхнего яруса рассчитаны на массы народа и торжественные церемониалы.

Огромные окна ярким солнечным светом освещают когда-то богато украшенные интерьеры, где от былого убранства остались только иконостас и часть орнаментальных лепных и расписных композиций. Каждое членение, каждая деталь декоративного убранства этого памятника — целостное произведение зрелого зодчего. Внизу, на уровне глаза, рельеф орнамента утончен по рисунку, тщательно проработан, рассчитан на лёгкие нюансы игры светотени.

Выше декор становится проще, обобщённее, здесь он рассчитан на дальность восприятия. Образ храма устойчив и материален… и одновременно изящен и строен. Великолепно найден силуэт завершения, в общем-то привычного по своим формам в памятниках этого круга, но здесь как-то по-особенному стремящегося ввысь тремя убывающими восьмериками с ажурным крестом.



В архитектуре Покровской церкви сочетаются два различных подхода к декоративному оформлению стены, характерных для разных этапов русского зодчества: все детали, как и в вятских памятниках этого времени, выполнены из лекального кирпича, но часть повторяет приёмы традиционной русской «резьбы», другие же являются предвозвестниками лепных и штукатурных тяг XVIII в.

Скачать реквизиты
Пожертвовать
Скачать презентацию